Путешествие на Алтай июнь 2010

Аватар пользователя МарМалиновка
Не в сети
Регистрация: 06.05.2010
Уважуха: 0

Члены команды:
Лена и Аня – туристки, но не сильные. Женя – турист мощный. Коля – турист с бессознательного возраста, 11-ти лет. Автомобиль Хонда Фит – впервые пошел в столь длительное путешествие.
Маршрут: Красноярск – Горный Алтай – Красноярск.
На Алтае посетили: Каракольские озера (3 дня), Мультинские озера (6 дней), а также множество прочих мелких достопримечательностей. Испытали рафтинг по Катуни.
Отчет о новой поездке на Алтай в 2011 году можно посмотреть здесь или здесь
 
13 июня Первый день
    6-10 утра. Плотно упаковали Фита, уселись и тронулись в путь из Красноярска.
Изображение
       Наконец-то мы начали путешествие! Этому предшествовала скрупулезная подготовка к отдыху, словно снаряжалась лыжная экспедиция для покорения Северного полюса.
      До Ачинска доехали почти без происшествий. Ухитрились на выезде из города немножко заблудиться. Зато лицезрели местные окраины и «Южную промзону».
      Дальше двинулись к Мариинску. Не доезжая километров 20 до города, въехали в ямину на асфальте и повредили автомобиль. Пробили поддон, потекло масло.
Изображение
        Доехали до станции тех обслуживания. Местные жители, в лице автослесарей, проявили к нам сочувствие, но ничем помочь не смогли. Деталь повредили дюралевую, варить можно только аргоном. Выделили нам проводника, поехали к владельцу аргоновой сварки. У него не оказалось смотровой ямы, а без неё до детали не добраться. Поехали в другой автосервис. Там сердобольные аборигены деталь сняли, тихо поругивая конструкторов «Хонды», отвезли её к владельцу сварки, заварили, вернули обратно и, уже громче и отчётливее ругая японский  автопром,  прикрутили на место. Время задержки составило 4 часа  и такое же количество тысяч рублей, включая 5 литров родного масла.  Покушав на станции техобслуживания, поехали дальше.
Изображение
«Рвали когти» до Кемерово. Благодаря информации из интернета проехали город, ни разу не ошибившись! Уже было возликовали, окрылённые успехом, но наш пыл охладили родные «гаишники», оштрафовав на 100 руб. за превышение скорости.
       Далее выбрали путь на Барнаул по новой дороге через Белово. Дорога пока не на всех картах обозначена, но она есть. От Белово до Барнаула около 250 км. Тот участок, который асфальтировали последним, очень хорош, потом до Залесова так себе, особо осторожно нужно проезжать мосты – на них конкретные дыры. Дорога действительно платная, берут по 20 руб с легковушки, пункт сбора денег вблизи  Залесова, далее  до Барнаула  - красота.
Изображение
Так как мы заранее определились, что по ночам рулить не будем, то устроились на ночлег в придорожной гостинице возле Залесова. Взяли по 300 руб с туриста и 200 руб с Фита за ночлег.
Изображение
За день проехали 800 км, средний расход бензина 6,5 л/100 км.
14 июня Второй день.
      Двинули в путь в 7-00. Быстренько (но осторожно, чтобы и ГАИ не радовалось с нами) проехали Барнаул и зашуршали колесами в сторону Бийска. Бийск проехали, никуда не сворачивая, прямо по центральной улице, как и учил Великий Интернет.
Изображение
После Бийска вдоль трассы стали появляться странные предупреждения о контроле трассы вертолетом, но сколько не высматривали, вертолета заметить не смогли.
Изображение
Остановились в селе Сростки  -  родине Василия Шукшина. В селе построена свежая, очень симпатичная церковь.
Изображение
Изображение
Посетили музей. Всё по-европейски аккуратненько и красивенько.
Изображение
Везде расклеены слёзные просьбы не паскудить и не ломать местный, вполне приличный, чистый и бесплатный туалет. В экспозиции, кроме писем матери на могилу сыну и нескольких картин, ничего за душу не тронуло.
    Закусив прямо на территории музейного комплекса своими харчами, где даже никто не сделал попыток выгнать нас в шею, поехали дальше, промахнувшись мимо памятника Шукшину и так его и не увидев.
Далее программа путешествия требовала остановки на въезде в Горный Алтай и фотосессии возле интересного сооружения. Это место считалось  шаманами пупом Земли
Изображение
Горно-Алтайск оставляем слева. Катунь течет справа, отмечаем ее полноводность, появились первые сомнения в возможности рафтинга по ней в это время года.
Изображение
Едем дальше. Останавливаемся у подвесного деревянного автомобильного моста через Катунь в районе озера Ая.
Изображение
Стоимость проезда 100 руб., проход бесплатный. Решаем экономить деньги и не терять время в автоочереди на мост. Подвесной мост никого не оставил равнодушным, в голове крутились мысли типа: «А какой у него запас прочности? А давно ли он проходил техобслуживание и испытания? И пр.». Катунь сильно полноводная, бурная и глиняно-грязная, бирюзового в ней ничего нет. Посреди Катуни живописный отель на каменном острове.
Изображение
Поднялись по железной лестнице к озеру Ая.
Изображение
Заранее были предупреждены, что проход к озеру – платный, помявшись, все же заплатили по 100 руб. Все как положено: маленькое, но теплое озеро Ая с еще более маленьким «Змеиным островом» посередине.
Изображение
Чтобы хоть как-то компенсировать плату за вход, Лена и Женя в дальнем углу пляжа пошли купаться нагишом. Коля, после очень долгих сомнений и раздумий, присоединился к ним, но в трусах.
Изображение
Там же наблюдали новый для нас вид развлечения на воде.
Изображение
Возвратились к подвесному мосту, пообедали вкуснейшим шашлыком из баранины и цыпленка, 800 руб на всех.
Двинули в сторону Чемала. В селе Манжерок, съезд с Чуйского тракта вправо,  долго искали минеральный источник. Спросили дорогу у двух девиц, по виду не совсем местных, поехали в указанном направлении, с сомнением проехали мимо будки с трубой. Но, по виду очень и очень местные, и очень и очень нетрезвые мужики уверили – он. Особо интересным он нам не показался. Обычная труба, торчащая из-под дороги.
 Изображение
Набрали минеральной (на вкус самой обычной) воды.
Проследовали до берега Катуни. Глянули на Манжерокские пороги. Вода высокая. Река необыкновенно быстрая.
Изображение
Изображение
Посмотрели, как бурлит, совершили фотосессию. Тут нас привлек запах свежего печеного хлеба. По запаху вышли к хлебопекарне, где нам любезно продали не только горячего хлеба, но и всевозможных сладких булок.
Изображение
Купили молока и на берегу Катуни всю эту вкуснотищу слопали.
Изображение
Доехали до турбазы «Царская охота».
Изображение
Пошли смотреть на водопад. К водопаду шли пешком через узенький подвесной мост (только пешеходный, 10 руб/чел).
Изображение
Здорово смотреть с него на несущуюся воду, как на катере плывёшь.
Изображение
Потом по лесу пешком 2 км. В лесу больше всего сосен и  много папоротника – красиво.
Изображение
Дошли до Камышлинского водопада. С высоты нескольких метров с огромной скоростью и рёвом извергаются из довольно узкого жерла кубометрищи воды.
Изображение
Шумно и много брызг. Женя купался, в трусах.
Изображение
Идём к пристани. Там Женя совершил геройский прыжок на каком-то огромном прыгунце, и, к огромному удивлению прочих членов команды, остался не только жив, но и доволен.
Изображение
Геройский прыжок обошелся в 300 руб.
Тут Ане кольнуло в бок обратно к турбазе плыть на лодочке.
Изображение
Лена опрометчиво согласилась. Типа силы и время сэкономим. Нас облачили в спасательные жилеты. Выделили лодочника  - здоровенного дядьку с обветренным красным лицом. Мы уселись в надувную лодку с мотором и понеслись по бурлящей Катуни с бешеной скоростью, прыгая на волнах и брызгая вокруг себя пеной.
Изображение
Ленины вопли заглушали рёв двигателя.
Изображение
Во время переправы успели сфотать остров посреди Катуни с ясно различимой головой медведя.
Изображение
Но, не смотря ни на что, мы добрались до турбазы в полном составе и здравии. По окончании сего мероприятия выяснили, что а) Женя заранее подговорил лодочника ехать «с ветерком» и подольше, б)во время переправы нас снимала камера с берега, снимки с которой мы с радостью и купили за 100 руб на диске. Сама веселая переправа обошлась по 150 руб/чел, но денег тех стоила.
Дальше поехали в Чемал, дорога в смысле асфальта хорошая, но вот коровы… Они тут полные хозяева, ведут себя крайне развязно, останавливаясь всем стадом отдыхать прямо на трассе. Возле одной из деревень встретили убитую автомобилем буренку. Но горький опыт неудачливых подруг не учит уму всех остальных.
Изображение
На ночевку остановились в Чемале в гостинице туроператора «Алтай-вояж», 350руб/чел, удобства на этаже, во дворе бассейн бесплатно, баня за 500 р/час, готовить можно на общей кухне, пользуясь местной посудой.
Изображение
Изображение
Изображение
Во дворе гостиницы нашелся действующий военный транспорт. По словам сотрудников фирмы на нем совершаются заброски на Караколы в межсезонье.
Изображение
Там же договорились о заброске наутро на Каракольские озера. Фирма  берет по 800 руб/чел, это заброска и выброска на Зил-131. Частники-владельцы ГАЗ-66, стоящие вдоль трассы и предлагающие заброску за 800 руб/чел, выброску не гарантируют, и вообще говорят, что если не наберется определенное количество людей, то выйдет дороже. Поэтому с ними связываться не стали.
15 июня Третий день
     Встали рано. Позавтракали быстро сварганенной едой. Загрузились в ЗИЛ-131. В 7-30 утра поехали. Ехали минут 10-20 сносно, а потом нас стало неимоверно болтать, качать и трясти. Та колея, по которой мы ехали, просто не может из этических соображений называться дорогой.
Изображение
Путь пролегал в лесисто-гористых условиях. Многократно по мосткам и просто вброд пересекали то ли одну и туже, то ли несколько разных горных речек.
Изображение
Изображение
И вот, когда надежда доехать живыми почти угасла, мы всё-таки добрались до урочища Тура.
Изображение
Далее пересели на лошадей.
Изображение
Еще по 800 руб/чел. Это только заброска. Выброску планировали совершить пешим ходом. Нужно отметить, что от Туры до Каракол конная и пешие тропы разные. Конная 12 км, более пологая. Пешая 8 км, естессно, круто в гору. Кое-как, после длительных усилий, погрузили вещи в переметные сумы, погрузились сами.
Наши проводники больше  были озабочены утратой спиртного, таинственным образом оброненным на тропе, чем нашим перемещением. И, хотя из всех девяти наездников, восемь сидели на лошадях впервые, мы даже не получили элементарного инструктажа. Лошадьми управляли по наитию.
Изображение
Лошади умные. Чётко следуют друг за другом.
Изображение
Если какая-то зазевалась, то в лёгкой панике кидалась догонять колонну. Ане повезло больше всех. К ней проникся симпатией самый старший и совсем нетрезвый проводник. Деда сразили Анины резиновые сапоги. Поэтому она подробно узнала о составе семьи этого субъекта и о некоторых тонкостях лошадиного поведения.
Изображение 
Как отмечают многие авторы Интернета, лошади, если им дать волю, будут непрерывно жрать траву. Противодействовать этому можно только сильно натягивая уздечку в тот момент, когда она наклоняет голову, чтобы откусить кусок травы. После этого даешь ей пятками по бокам, и она торопится догонять своих товарищей. Кстати, все лошади, почему-то, были конями.
Лошадиная тропа – это что-то непроходимое. Тем удивительнее было видеть на всём протяжении пути следы автомобильных шин. Забраться по такой дороге даже на танке – уже подвиг. И вот о - ура, о – отдохновение попам, мы добрались до требуемых Каракольских озёр.
Место очень красивое.
Изображение
Такая здоровенная относительно плоская котловина в окружении горных вершин. Некоторые из них в снегу. Снег местами большими сугробами лежит и на равнине прямо в зелени. В котловине лежат семь озёр. Чтобы по достоинству оценить эту красоту, надо влезть повыше, этим мы займёмся завтра. Но всё вокруг великолепно, и сильно нравится нам уже  сейчас.
Администратор турфирмы определил нам место для стоянки. Мы поселились на «Пятой точке». Вот и понимай,  как хочешь, это их лучшая точка. Оборудовано навесом со столом-лавками, костровищем и дровами, за это 200 руб/палатки.  Поставили палатку. Женю ничего не берёт, он полон сил и желания идти дальше. Остальные игнорируют порыв Жениного энтузиазма, без сил валятся в палатку, и благополучно отрубаются. Когда пришли в сознание, идти куда-либо бессмысленно.
Пошли купаться на пятое озеро. Купаться решили в трусах. Процесс купания заключался в заходе в воду (глубина по пояс – критическая),
Изображение
нырянии по плечи (Женя умудрился с головой),
Изображение
быстреньком выбирании на берег и пяти – десяти минутном дрожании. Аня ограничилась купанием подошв (трёх – секундным).
Потом осмотрели строения турбазы, приготовили ужин.  База состоит из нескольких деревянных домиков,
 Изображение
в которых могут проживать туристы за отдельную плату, административного домика
Изображение
и столовой,
 Изображение
в которой те же туристы могут покупать готовую еду, приготовленную на костре. Стоит примерно так: 200 руб завтрак, 350 руб обед, 250 руб ужин.
15 июня Четвёртый день
   Проснулись утром. Ночь была очень тёплая, хотя нам все подряд вещали 0, ну максимум +5 градусов. Позавтракали молочным рисом с изюмом. Взяли обед – плитку шоколада и три корочки хлеба. Пошли гулять к «Замкам горных духов». Это где-то сильно далеко и где-то сильно высоко Сотрудники базы отговаривали нас идти, якобы тропа еще в снегу, а там где снег сошел - непроходимая грязь. В этом сезоне туда еще никто не ходил.
Наплевали на всех и начали подъём, пройдя между 5 и 6 озерами.
Изображение
Изображение
Изображение
Снега и вправду много, но день жаркий, периодически пополняли запасы влаги в организмах, жуя снег. Добрались до места, где природа создала эрозией множество плоских каменных плит, а туристы своим энтузиазмом - различные архитектурные (и не очень) сооружения. Их там сконцентрировано несколько сотен. Долина туров.
Изображение
Пошли дальше по перевалу Багаташ. Шли долго и упорно типа по тропе, по колено в воде и жидкой грязи.
Изображение
Снег, видимо, только-только сошел, природа просыпается.
Изображение
Но уклон очень маленький, шлось легко. И вот посреди довольно ровного склона мы приметили три скромных скалы.
Изображение
И так как больше ничего примечательного (кроме захватывающих дух видов) не заметили, то дружно решили, что это «Замки духов» и есть. Чем -то похожи на наши скалы на Столбах. Перевал и виды с перевала.
 
Изображение
Изображение
Изображение
Вид "Замка горных духов" вблизи.

Изображение Съели три корочки хлеба и подались назад. Назад шлось как-то быстрее, но вышли не к турам, а выше, к виду на озёра. Женя узрел нетоптаный снежный склон вниз, и в нём проснулся дух альпиниста. Изображение Прочие пошли старым путём, а Женя пошёл на экстремальный спуск, где на пятой точке, где на четырёх остальных. Порой казалось, что живым он до низа не доберется. Но как-то спустился. Изображение Великолепный вид на четыре из семи Каракольских озер Изображение  Далее стандартное завершение дня – купание в пятом озере, приготовление гречки с тушнёй, ужин, Изображение обмен впечатлениями с соседями по лагерю, азартные игры. 17 июня Пятый день Пошли на экскурсию по озёрам. Так чудесно, так красиво, долина, с обеих сторон крутые склоны, вершины их в тумане. Пятое озеро Изображение Лес кругом в воде отражается, утки плавают. ИзображениеИзображение Идём по тропе, местами по сугробам Изображение Долина становится уже. Третье озеро Изображение Очень хорошо виден конец долины и тот «пологий и безопасный» склон, по которому вчера Женя спускался. Изображение Снизу это выглядит совершенно отвесной, покрытой снегом стеной. К сожалению, на фото этого передать не удалось. Но мы бы на этом склоне точно убились бы. Второе озеро покрыто льдом до половины. Изображение Причём лёд у берега небесно- голубой,  как будто подкрашенный. На первое озеро решили не ходить, говорят, оно малоинтересное и совсем небольшое. Да и времени в обрез, нам сегодня предстоит пеший спуск к Туре. Вернулись в лагерь, съели по бутеру, свернули палатку, уложили рюкзаки, взвалили их на себя, пошли. Шли мимо лагеря кадетов, они снялись раньше, любезно разложив на видных местах остатки провианта. Голодающие Женя и Лена впились зубами в толстенные кусищи белого хлеба с маслом. Жаль фото не сделали, умер аккумулятор. Тропа идёт мимо седьмого озера. У него заболоченные берега, а середина чистая, и в ней вековые кедры отражаются. Идём вниз, спуск довольно крут и весь пересечён огромными корневищами и всякими другими препятствиями в виде валунов. Молча и мужественно продолжаем путь, женщин и детей делает просто счастливой мысль, что не полезли по этой тропе вверх пешком с рюкзаками, а поднялись на лошадях. Идём и идём вниз, сначала тропа сильно крутая, но чем ниже, тем положе склон. Ура! Спустились! Два часа ждали момента отъезда. Группу утром забрасывали позже, поэтому выезд также позже. Наконец-то все собрались, сели всё в тот же ЗИЛ-131 и поехали всё по той же, с позволения сказать дороге, обратно в Чемал. Бедный водитель ЗИЛа, ведь он так ездит каждый день, рискуя убить машину насмерть или утопить на очередной переправе. Вот и родной «Алтай-вояж». Время 23-00, нас селят в номера. Коля валится спать без сил, без ужина и без бани. Остальные от плана не отступают: ужин + баня + пиво. 18 июня Шестой  день. Проснулись. Коля сказался совсем больным, вот просто почти предсмертное состояние. Лена дала ему волшебных таблеточек, приголубила, и он снова уснул, чтобы выздороветь. Нам любезно разрешили воспользоваться банькой для постирушек. Какая прелесть стирать свои любимые тряпочки в тазике с тёпленькой водичкой, а потом вешать на верёвочку в беседке. Приветливая и отзычивая хозяйка гостиницы помогла совершить шопинг по местным торговым точкам. Аня приобрела  наборы  для вышивания. Купила белку и кота. Теперь она спокойна: досуг длинными  летними  вечерами обеспечен! Изображение Стали собираться на трёхчасовой сплав на рафтах по Катуни. Нам выдали непродуваемые штаны и куртки, усадили  в микроавтобус, к которому были прицеплены два рафта Изображение и увезли за Чемал, вверх по течению Катуни. Коля наотрез отказался кататься на лодочке. Не поддался ни на какие чужие провокации и насмешки. Запасся провиантом и остался ждать нас в гостинице. Наши  соседи  по Каракольским  озёрам Света и Лёша тоже собрались на сплав. Лёша упирался изо всех сил, но Света его уговорила-таки. Приехали в точку начала сплава. Выгрузили рафты. Нас облачили в спасжилеты, надели шлемы. Произвели инструктаж по технике безопасности. Что делать и как себя вести, если тебя напрочь смоет за борт. Выслушали, но особо не прониклись. Нас усадили в рафты. По четверо гребут с обоих бортов, а ещё четверо сидят в середине судна на «банках». В одном рафте компания колоритных мужиков из Бийска, в другом разномастная публика и мы в том числе. Из двенадцати человек - пять женщин и ребёнок. Нашего инструктора зовут Илья. Сначала вёсла роздал мужикам и мальчику – подростку. Досталось весло и одной даме. Илья командовал, чтобы хоть как-то мы гребли в унисон, а ни кто во что горазд. Получалось плохо. Начали проходить первую ступень «Чемальской  трубы», и вдруг в правый борт ударил какой-то вал, и два человека оказались в воде. Илья тут же прыгнул за борт. Через несколько секунд всплыл один дядька. Илья втащил его в рафт, выловил вёсла, а вторым выпавшим оказался сосед Лёша. Он предчувствовал, что сплав не сулит ему ничего хорошего. Прошла целая вечность, пока он показался на поверхности воды. На Свету было страшно смотреть. Илья подгрёб к нему рафт, Лёшу втащили на борт, и он так и не отошёл от шока до конца сплава. На весле его заменила Света. Вторую ступень «Чемальской  трубы» прошли в полном составе и без потерь. К сожалению фото не делали, побоявшись испортить фотоаппарат. Его просто оставили на берегу. В общем, правильно сделали, водой при прохождении порогов захлестывало здорово. Поразило поведение инструктора. Илья бровью не повёл, всё делал спокойно и уверенно, как будто у него с рафтов люди валятся пачками ежедневно. Потом на «Алтай-вояже» выяснилось, что произошла вообще внештатная ситуация, такое бывает очень редко, а у Ильи - впервые. Затем мы преодолели порог Эликмонар, разные мостики, Илья рассказывал нам алтайские байки про окрестности, и, через пару часов мы благополучно пристали к берегу. Все были возбуждены и активно обсуждали происшествие. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Итог сплава – 2 часа на воде и 3 порога всего за 500 руб с человека, но эмоции через край. Грести 2 дня, как планировали сначала, было бы очень тяжело, поэтому может и к лучшему, что Катунь закрыта и в это время года длительных рафтингов не проводят.      Переоделись в сухое, покушали в «узбечке» - кафе узбекских блюд (кстати, очень недурно, 800 руб на всех), сели в Фита, поехали. Решили посетить в селе Аскат буддийский храм и посмотреть творения умельцев. Буддийским храмом оказалась совершенно обычная двухэтажная деревянная изба с картинкой Будды на фасаде. Умельцы прячут плоды своих трудов по домам. Нам как-то представлялось, что в Аскате должна быть типа Улица Мастеров, где все всё и выставляют. А в действительности, нужно стучаться по домам с табличками «Выстака семьи такой-то» и проситься посмотреть. После этого будешь чувствовать себя обязанным хоть что-нибудь  купить у них. Делать этого не стали, поплевались и поехали искать Чемальскую ГЭС вдоль Катуни, но так и не нашли. Прилагается чужое фото ГЭС Изображение Разбили лагерь на берегу Катуни. Место живописное и уютное, около 15 км вверх от Чемала, денег никто не взял, странно. Изображение Катунь шумит, как водопад. Уснём - ли? 19 июня Седьмой день.       Пробудились. Позавтракали, свернулись, поехали. Пока двигались по грунтовой дороге со стоянки, возникло подозрение, что опять испортили автомобиль. Что-то снова начало капать. Надежды найти Чемальскую ГЭС и всё-таки её посетить, пошли прахом. Поехали в Эликмонар на станцию тех.обслуживания. Лена вспомнила, что капать  может и кондиционер. Загнали машину на смотровую площадку, поглядели, пальцами потыкали. После выключения кондиционера капать перестало. Двинули в сторону Мульты. Если считать от Чемала, то нас ожидало 400 км. Ехали весь день с короткими остановками. Преодолели три перевала. Семинский,   Изображение Изображение Ябоганский, Кырлыкский. Изображение Трудностей в преодолении перевалов на Фите не ощутили. Жарко. Душно. Изображение Километрах в 7-ми после Кырлыкского перевала подъехали к погранзаставе. Ребята-пограничники остались довольны тем фактом, что мы заранее заполнили документы на въезд. Документы проверяли недолго, очереди не было. Выдали пропуск на въезд, его, кстати, надо хранить до выезда через этот же перевал. От села Усть-Кокса до Мульты ехали по Уймонской степи.Изображение В этот день асфальтовое покрытие раз шесть – семь внезапно кончалось. И  начинались 10-25 километровые участки с гравийно – булыжным покрытием. По местному асфальту и то страшно ехать быстро, а уж по камням и вовсе плелись, как не живые. Вызывали нервный смех знаки ограничения скорости 50 и 70 км. Нас начинало болтать и скрести по днищу уже на 40 км/час. Создатели Фита вовсе не предполагали, что ему предстоят такие дороги. Впервые асфальт закончился за деревней Ело. Конца гравийки не было видно, пару раз посетила мысль повернуть обратно, страшило, что оставшиеся до Мульты 240 км так и будем прыгать по булыжникам. Но слава изобретателям асфальта!!! Асфальта все же значительно больше на этом участке дороги, чем гравийки. По нашим оценкам мучения Фит терпел 60-70 км в общей сложности. Поэтому на базу «Вечный странник» за Мультой приехали совсем вечером Изображение Костра развести не удалось, даже газовая горелка кочевряжилась. Устали страшно, кое-как поужинали.  Ночевали в палатке, 70 руб/чел, с вечера договорились о заброске на Мультинские озера. 20 июня Восьмой день.

     Проснулись, удалось разжечь костёр. Позавтракали. Свернулись, погрузились в УАЗик, чтобы подняться к Мультинским. Братцы, мы думали из Чемала дорога плохая до Туры, так ведь нет же, ничего подобного. Это просто экстрим какой-то. Пока проезжали маральник, водитель Костя несколько раз открывал и закрывал ворота длинного деревянного забора. Маральник – огромная  территория,  разгороженная этими бесконечными заборами. Жалко, что маралов не приметили.
       УАЗик  пёр по каким-то корням и камням чуть ли не вертикально на подъёме. Протискивался между деревьями, каким-то чудом чудным их не касаясь. Потом пошла какая-то неимоверная грязища.
Изображение
Изображение
В узкой тропе прокатаны какие-то бездонные колеищи. Всё это вязко – жидкостное и страшно выглядящее.  Наш Уазик завяз. Изображение
Мы вынесли свои задницы из машины, чтобы хоть как-то её облегчить. Но помогло не это, а аналогичный УАЗик. Примерно на том же  месте стоял грузовик,  вёзший туристов сверху, с озёр. Завяз, бедняга, по самый бампер.
Изображение
Даже помощь двух «козлов» ничем ему не помогла.
Бросив красивую, но бесплодную попытку вытащить чужое авто из болота, двинули дальше, только дорога стала суше. Но не менее крута и ухабиста. Затратив на весь путь чуть более двух часов (25 км), приехали на Нижнее Мультинское озёро.
Изображение
Оно намного больше, чем самое большое Каракольское.  Сразу из воды начинаются склоны, но они все разные, кто лесом порос зелёным, кто горелым, кто вообще безлесый  и каменистый, а кто и заснеженный.  Выбрали место для стоянки, разложились и пошли на экскурс вдоль берега озера. Год назад здесь проходил форум архитекторов. Повсюду понастроены деревянные причуды.
Изображение
Изображение
То лавочки в виде лодочек,
Изображение
то необычные причалы,
 Изображение
то гигантские гнёзда,
 Изображение
то дома-паутины
Изображение
и деревянные спирали,
 Изображение
то пенёчные цветы,
Изображение
Изображение
то город – муравейник.
 Изображение
Тут тебе и эстетика, и дровишки сухие. Стоянка в окрестностях озер платная, лесники выписывают квитанции при оплате.
21 июня Девятый день
       Проснулись, позавтракали. Пасмурная погода, переходящая в дождь. До обеда сидели в палатке, кто в карты играл, кто спал, кто «беличьей» дурью маялся. Где-то около часа дня пошли гулять к Шумам. Это место, где Среднее Мультинское озеро перетекает в Нижнее. Такая мини-речка длиною в пару сотен метров с небольшим перепадом высоты, вся в валунах, размером и с дом, и с футбольный мяч.
 Изображение
Пропускает через себя кубометры воды, которая, разбиваясь о камни,  шумит и пенится, делится на потоки, бурлит и извергается с валунов.
 Изображение
С нашей стоянки это место выглядит совершенно белым, как будто в снегу.
Попрыгали по валунам, вода высокая, перейти на другой берег нельзя. Женя, завидев рыбачащих мужиков, пошёл узнать, что там с добычей, как там рыба ловится. Оказалось – никак, лесники всю выловили сетями. Пошли дальше по берегу Среднего озера. Оно у берега мелкое с очень прозрачной водой. Недалеко от Шумов обнаружился узкий песчаный пляж.
 Изображение
Лена с Колей искупались без трусов. Далее к озеру спускаются две отдельные каменистые осыпи, как будто из грузовиков высыпали камни на берег. По лесу, вдоль самого берега, идёт узенькая тропка. Выходим к осыпям.
Изображение
То, что издалека выглядело кучей щебня, на самом деле оказалось нагромождением больших, средних ,  маленьких и просто огромных валунов. Курумник.
 Изображение
Другой конец Среднего Мультинского озера сильно заболочен. Поворачиваем назад, к стоянке. В лагерь пришли к вечеру.
22 июня Десятый день
     Утром выглянули из палатки, вдоль озера из-за вершин идёт Морок. Прямо чернота и мокрота, и холодность. Дождь пошёл. Позавтракали, спрятались в палатку. Дождь то припустит, то слабее пойдёт. Разок дунул шквальный ветер, все кружки- тарелки по стоянке разогнал. В палатке и в карты  играли, и спали, и вышивали от безделья. Только к вечеру дождь утих. Выползли из палатки, развели костёр, ужин обязательно.
 Изображение
Притащили в сковородке углей для костра соседкам по стоянке. Поужинали, попели с соседками песни.
23 июня Одиннадцатый день 
      Ночь была холодная, холоднее всех предыдущих. Утро многообещающее.
 Изображение
Солнышко светит.  Из- за гор туман и облачка, Морок прошёл ночью. Но никуда не сходишь, на Куйгукский водопад не пройдёшь, проводник с группой туристов вернулись. Здешний брод преодолели, а через Куйгук не переправишься - вода высокая. По Шумам на ту сторону озёр не пройдёшь – вода высокая. Нам не повезло, в ближайшие дни не достичь и Верхнего Мультинского озера. Предприняли вторую прогулку до Шумов и обратно, так, хоть прогуляться.
 Изображение
Солнце хоть и светит временами, но ветерок свеж довольно. Пока идёшь – нормально, а на привале - прохладненько.  Рассматривали и даже фотографировали через бинокль снежники на вершинах, окружающих Мультинские озера.
 Изображение
Женя с Леной искупались в озере, опять без трусов. Лена пищала, как всегда - вода очень холодная. Коля воплотил в жизнь свою мечту – зажёг  здоровенный  костёрище, используя в качестве дров прошлогодние сооружения архитекторов.
24 июня Двенадцатый день
     Встали утром, удивительное дело – солнце светит. Позавтракали, расползлись по поляне.  Женя с Колей  в палатке в карты играют, Лена посреди поляны валяется,
 Изображение
Аня в противоестественной позе в корнях сосны у самой тропы. Пригрелись на солнышке. Сыто, тепло – разморило. Эта картина что-то шевельнула в душах у проезжающих мимо на лошадях лесников. Завидев валяющихся как попало девок, они предложили пивком поправиться. Поблагодарили добрых дядек, но от пива вежливо отказались.
     Очнулись около часа дня, пошли на Мёртвое озеро, это немного назад по той дороге, по которой нас забросили.  Сначала попытались преодолеть местные речки по автоброду, но воды слишком много и течение сильное. Один рукав речки преодолели по бревну на «пятой точке» булкошевелительным способом,
Изображение
а над второй бревна не было.
 Изображение
Вернулись чуть-чуть назад, к указателю, и геройски перешли воду по нескольким бревенчатым переправам. Причём не на попах, не на карачках, а пешком, как положено.
 Изображение
Женя, так тот вообще носится по брёвнам, как сайгак.
 Изображение
Прошли по дороге, углубились в лес по тропе, но поняли, что ошиблись. Зато обнаружили кучу полезных вещей. Гниющую лошадиную суму, остатки от конской сбруи, ржавый рубанок и фляжку с запахом спирта. Позарились только на фляжку.
 Вернулись к дороге, и вот – Мёртвое озеро.
 Изображение
Низина, стекают сюда болотные, стоячие, чёрные воды. Небольшое. Как нам ранее говорил водитель Костя – ни рыба не водится, ни птица не садится. Была бы я птицей, тоже не села бы. Посмотрели, сфотографировали, вернулись в лагерь. Приготовили ужин.
 Изображение
Снова дождь пошёл, ужинали под тентом.
25 июня Тринадцатый день
      Проснулись, холодно здесь ночами и сыро, дождь идёт. Но с утра солнышко. Если усилием воли заставить себя выползти из палатки и начать шевелиться, то даже и не холодно. Позавтракали.  Повалялись. Свернулись не  спеша, около часу дня пошли к месту «выброски».  Наш  УАЗик с неповторимым Костей приехал вовремя, привезя на озёра туристов.  Загрузились, поехали.
 Изображение
Дорога из-за дождей раскисла ещё больше. Это даже не опишешь словами, что за дорога.
 Изображение
Месиво посреди леса из грязюки непроходимой. Костя уверенно и сосредоточенно ведёт авто по ему одному известной траектории. Нам со стороны кажется, что вообще нигде проехать нельзя, ан нет, как-то едет. А между стволами тискается вообще мастерски, непостижимо проходя в каких-то, даже не сантиметрах, а долях миллиметров от них.
После особо непроходимых мест, когда уже заносит, когда уже юзом пошли и кажется – всё, упадём в чужую колею и завязнем, но чудесным образом УАЗик  вытягивает, натужно трудясь. Костя ласково, как женщину, поглаживает своё авто по панели сильной, загорелой, мужской рукой. Преодолели спуск меньше, чем за час. Ни разу не завязли, один раз в особо опасном месте вышли, один раз в машине влево скучились. И мы снова в «Вечном страннике».

Вот он, край цивилизации. Ночевать решили в домике, 350 руб/чел.
 Изображение
Покушали, поразвлеклись кто картами, кто книгой, а потом было чудо – баня, то есть мытьё в тепле, тёплой же водой. 700 руб/час. Из бани можно сразу прыгать в холодный прудик.
Изображение
Надо заметить, что в окрестностях Мульты все дороже, видимо из-за отдаленности.  Ночевали в тёплой комнате, мы топили в ней странный дымноватый камин.  
26 июня Четырнадцатый день
     Проснулись утром, позавтракали, собрали рюкзаки и - прощай, «Вечный странник»! Покатили в обратный путь. Свернули в село Верхний Уймон, заехали в мемориальный Рериховский  комплекс. Он расположен в восстановленном старообрядческом доме Морозовых, где останавливалась экспедиция Рерихов во время среднеазиатского путешествия. 
Изображение 
Экскурсовод очень задушевно рассказывал о Рерихах, их творчестве и философии. Интересно трактовал некоторые картины Николая Рериха,  прибавляя, что трактовки эти могут быть самыми разнообразными. Здесь же интересная коллекция минералов. На распилах созданы природой целые картины, только воображение прикладывай. Экскурсовод, этакий философ, настраивал всех на добрые, позитивные мысли о великом, о далёком, о светлом, о духовном и несбыточном «хомо моралесе», к которому мы все должны стремиться. В общем, осталось хорошее, позитивное впечатление. Потратили 3 часа. Прикупили сувениров, поехали дальше.
    Путь  домой кажется быстрее, потому, что впереди нет неизвестности. Если едешь по  булыжникам, то знаешь, что это явление временное, что впереди - асфальт. Преодолеваем перевалы в обратном направлении. Погода способствует езде на авто, пасмурно, но не дождливо. Солнце не палит, стёкла не заливает водой. Ехать комфортно.
 Изображение
За Манжерком нашли место для ночлега. Фанерные двухместные скворечники.
Изображение
На брелке от ключа (одного от обоих домиков) пафосная надпись – бунгало. Это они, конечно, хватанули. Но спальные места вполне комфортные (250 руб/чел).
27 июня Пятнадцатый день
    Накануне мы обнаружили, что спускает левое заднее колесо, подкачали и поехали искать чудо – работающую по воскресеньям шиномонтажку.  Таковая нашлась в 30 км в сторону Горно-Алтайска.
Изображение
После починки колеса ехали себе и ехали целый день практически без задержек. В Бийске пообедали в придорожной  кафешке «Ёшкин кот» со слоганом у входа – «вкусные блюда для русского люда».
Изображение
Действительно, вполне приличное, кото – оформленное место,
Изображение
где  в самом деле вкусно кормят.
ИзображениеИзображение
Очередная ночевка за Кемерово, у поселка Березовка, в гостинице УВД, охраняется органами и овчаркой с умными глазами. В номере есть горячая вода и телевизор, 400 руб/чел.  Изображение
Включаем. Футбол. Англичане проигрывают немцам 4:1 . Лучше бы не включали. Досмотрим английские конвульсии на поле и спать.
28 июня Шестнадцатый день
Покидаем гостиницу, провожаемые умным, пристальным собачьим и милицейским взглядом. Мы уже почти дома. Полдня  пути. Ерунда какая, если учесть, что за 2 недели мы намотали, страшно сказать – 3500 (три тысячи с половиной) километров. Чем ближе к дому, тем больше родных Красноярских номеров, так радующих глаз усталого путника. Хотя очень грустно, что путешествие кончается. Вот и Красноярск, въезжаем  в него со стороны новой объездной дороги и КрАЗа. Все по домам и до новых приключений.
Спасибо за внимание всем, дочитавшим до конца.

Аватар пользователя Shved
Не в сети
Регистрация: 04.12.2007
Уважуха: 2

 
МарМалиновка, очент хорошее повествование! Рад был увидеть Жеку на фотках!!! (железяки форево)
 
 
 

Аватар пользователя Юлиан
Не в сети
Регистрация: 26.03.2008
Уважуха: 0

сравнение Жеки с сайгаком посмешило Smile

Аватар пользователя КАЛАБАХЕР
Не в сети
Регистрация: 24.01.2008
Уважуха: 0

главное, чтоб сайгак не обиделся Smile
а вообще отдых удался. ненапряжно, интересно и компания хорошая

Аватар пользователя bozon
Не в сети
Регистрация: 10.02.2011
Уважуха: 1

С удовольствием почитал, вспомнил наше путешествие... когда всё засыпало снегом в середине июля)))))))))

Не в сети
Регистрация: 14.02.2011
Уважуха: 0

 А ...ну очень интересно было бы узнать...во сколько наших рубликов обошлось знакомство с Алтаем?

Аватар пользователя МарМалиновка
Не в сети
Регистрация: 06.05.2010
Уважуха: 0

по 12 т.р. с человека за 16 дней
вот раздумываю, не махнулить ли снова на Алтай, только уже в конце июня - чтобы вода спала. И по другим местам.

Не в сети
Регистрация: 24.02.2010
Уважуха: 0

МарМалиновка пишет:
по 12 т.р. с человека за 16 дней
вот раздумываю, не махнулить ли снова на Алтай, только уже в конце июня - чтобы вода спала. И по другим местам.

Зимой отчёт читал запоем. Тоже планирую по этому маршруту (но покороче во времени и по заездам в сторону) на середину июля. Раньше никак.

Не в сети
Регистрация: 07.05.2011
Уважуха: 0

Классный отчет. Опять хочется посетить эти места. На одной из скал замков Идол стоит. К нему поклоняться ходят. Есть водопады в сторону от замков, видимо не дошли туда. А также есть спуск от Замков Горных духов по р.Имурте, далее по р.Кубе к Чемалу. Тоже живописно. Обычно маршрут Чемал-Замки-Каракольские озера-Элекмонар или в обратную сторону. Рекомендую маршрут Чибит-Шавла-Маашей-Каракабак-Чибит (можно через Мены в Акташ). Более сухое место, хотя и снег летом бывает. Фоток в интернете много. Мои здесь http://fotki.yandex.ru/users/natvb2008/album/55392/.

Аватар пользователя МарМалиновка
Не в сети
Регистрация: 06.05.2010
Уважуха: 0

В июле 2011 снова ездила на Алтай, но уже по другому маршруту. Свежий отчет с фотами можно посмотреть здесь или здесь